Первый проект «в минус»

Пришла пора поздравить нашу компанию с первым неудачным проектом. Смешанные ощущения: озорная лихость («пап, смотри как круто я облажался!») и рациональная страсть вытянуть из неудачи массу выводов. Давайте займемся анализом вместе.

Ну так что за проект?

Один из тех маленьких проектиков, который потом и в портфолио грех добавить, так уж он мал. (Зато не грех теперь написать статью!) У заказчика есть старый сайт, а есть новый, еще не выведенный в публичный доступ. Тот, кто разрабатывал новый сайт, куда-то пропал, а технические недоделки остались. Кроме того, клиент здраво решил сделать ставку на интернет в продвижении своих продуктов, поэтому в нашу задачу входило написать промо-тексты, подобрать-купить картинки и отверстать по странице на каждый товар. Сам клиент — знакомая, дружественная компания, настоящий партнер. Конечно же, это не ГазПром, и компания эта ограничена в финансах.

Как дело было?

Во-первых, проект был оценен по схеме fixed price, с авансом в половину стоимости. Во-вторых, ТЗ (технического задания) составлено не было. Почему? Потому что проект виделся маленьким, и еще я ТЗ недолюбливаю. Читатель, прибереги свою иронию и прочие колкости для комментов, потому что это не последняя моя глупость в этой истории! А еще в компанию SkyCase был взят новый менеджер веб-проектов, и ему, для проверки, обучения и вообще входа в курс дел, и досталось вести the Проект. Ружье крупным планом показали в первом акте.

С техническими задачами мы разобрались легко. К этому моменту заказчик созрел набором ключевых слов и точной тематикой промо-текстов, и мы заказали копирайтерам текст по одному из продуктов. Я специально настоял на использовании услуг биржи копирайтинга,  руководствуясь таким соображением: заказчик глубоко разбирается в продукте,  требователен к качеству, и у него уже есть формальные критерии приемки текста (те самые ключевые слова). Биржа, а не знакомые копирайтеры, потому что на бирже можно не принимать текст (а значит, не тратить на него деньги) до тех пор, пока копирайтер не исправит все замечания по тексту. Но биржа и копирайтер — не дураки, поэтому биржи берут деньги за статью до начала работы с копирайтером, подбадривая тебя тем, что ты застрахован — можно сколько угодно не принимать текст. А копирайтер не дурак (по определению), потому что он может, сделав несколько попыток угодить заказчику, отказаться дальше писать. Деньги уже внесены на биржу, приходится искать нового копирайтера, объяснять ему все заново, и так по кругу.

А сейчас на сцену случайно въедет бронетранспортер! В то время, как первый безымянный копирайтер с биржи исправлял замечания по написанному им тексту, заказчик сходил на конференцию по интернет-маркетингу, и вернулся с понимаем того, что ему нужны не просто страницы о продукте, а полноценные лендинг-пейджи. Требования к текстам существенно возросли. Менеджер веб-проектов, одного за другим, находил на бирже достойных авторов, но они не выдавали текст, удовлетворяющий заказчика. Любопытное дело, текст не принимался не потому, что заказчик такой вредный, а потому что, объективно, копирайтеры не выдерживали даже заказанной формы текста. А форма была четко регламентирована, и пример был дан самим заказчиком. Для себя я объяснил это тем, что большинство копирайтеров — журналисты, им трудно перестроиться с газетно-журнального формата на формат интернет-страниц. Но не будем отвлекаться! Догадываюсь, что чуткий руководитель, завидя идеал заказчика, сделал бы многозначительные взмахи руками вверх, с последующим обхватом головы. Но не я!

Давай уже развязку!

Первый неудачный проектНевесть откуда взявшаяся мысль о том, что такой требовательный (и такой знакомый) заказчик понимает и согласен с тем, что столь большой и качественный текст будет стоить больших денег, успокаивала. Перепробовав четырех копирайтеров с биржи, был привлечен серьезный дорогой знакомый копирайтер, который, с третьего подхода, удовлетворил заказчика. Ура!

Какой омоним у слова «ура»? Самый мягкий вариант из приходящих в голову — «вот черт!». Цена золотого текста оказалась сопоставимой со стоимостью всего проекта. Вот черт, сказал я себе, когда заказчик отказался увеличивать бюджет проекта. То есть, заказчик готов купить у нас только фактически оказанные услуги по технической модернизации, а текст — нет. И выходит, что SkyCase должен денег одному хорошему копирайтеру и еще двум другим с биржи. Ругаться, выбивая компенсацию за собственную глупость, со знакомым заказчиком не хочется и по-человечески и по логике. Долгое согласование текста (первого из пяти!)  и так выбило проект из графика, да и заказчик устал проверять текст на четко озвученные копирайтерам критерии. Итого, договор расторгнут, проект экстренно завершен, все затраты по написанию текстов несем мы.

Кто виноват?

Я.

Что делать?

Сохранить хорошие отношения с заказчиком. Эта правильно и «по-человечески», и с точки зрения долгосрочного бизнеса. SkyCase взял на себя все траты по провальной части проекта.

Выводы

Давайте сыграем в игру «чур ты первый». Очень интересно увидеть ваши мысли-советы. В комментариях я поделюсь своими соображениями, и, позже, обновлю этот раздел нашими совместными достижениями.

8 комментариев

  1. iCAEB 10/12/2013 15:27  Ответить

    Напрашивается test-case для проекта: «Несгораемый аванс от заказчика больше или равен стоимости работ, которые выполняют субподрядчики». Проект продолжается, пока условие выполняется. В противном случае — или увеличение аванса, или окончание действия договора.
    Ну и придумай ветвь «else» для условия: «на бирже можно не принимать текст (не тратить на него деньги) до тех пор, пока копирайтер не исправит все замечания по тексту», что будет соответствовать «Заказчик такое утончённое нечто, что никогда не примет текст». Разумно, что в этом случае у тебя опять должен остаться несгораемый аванс.
    И вообще, лучше не впрягаться за третьи стороны и сразу внести в договор, что ты отвечаешь за действия третьей стороны только в пределах проплаченных заказчиком сумм. Не нравится — пусть заказчик сам пишет себе тексты (как проспится после конференции по интернет-маркетингу).

    • Artem Shiyanov 10/12/2013 18:43  Ответить

      С точки зрения исполнителя предложение о несгораемом авансе выгодно. Больше того, этот несгораемый аванс будет напоминать мне об опасности выхода суммы трат-на-третьи-лица за некий бюджет.
      Но SkyCase четко позиционирует себя как one-stop-solution. Т.е., если у нас заказали, то мы делаем все и круто. Введение в договор третьих лиц не соответствует такой маркетинговой политике.
      С этой точки зрения в стоимость fixed-price проектов «под ключ» нужно вносить существенный процент на риски. Но, главное, исполнителю нужно чутко следить за соблюдением бюджета, и заблаговременно предупреждать заказчика о стоимости его новых желаний.

  2. Денис Хмелевской 10/12/2013 22:11  Ответить

    Артем и коллеги, добрый вечер! Признаю за собой главную вину в таком финале проекта и прошу за это прощения. Некоторые причины, на мой субъективный взгляд, таковы.
    1. Неправильное планирование затрат рабочего времени на проект менеджером т.е. мной.
    2. Ошибочная предварительная оценка уровня работ копирайтеров по критериям цена\качество.

    Столкнувшись с требованием заказчика типа «хочу пони и чтобы быстро бегала», то есть лэндинг с качественными продающими текстами за небольшую сумму (менее 5000 т.р.) я не смог качественно выполнить взятые на себя менеджерские обязанности. Причина этого — недостаток времени в связи с большой загруженностью на основной работе (где я несу не только моральную, но и финансовую ответственность). Стоявшая задача — найти копирайтера который бы сделал работу по тз заказчика качественно и за требуемую сумму, думаю, была реальной, но на поиски у меня ушло бы скорее всего несколько рабочих дней, т.к. подбор копирайтера на бирже новый для меня вид работы. Такого времени, к сожалению, в распоряжении у меня не было, мы работали всего с тремя копирайтерами, которые были свободны и дали свое согласие на задание.
    Следующим фактором, который я не учел, был уровень текстов от копирайтеров которые берут деньги за свою работу. К сожалению, в них встречались временами довольно грубые ошибки, видимые «невооруженным глазом» которые приходилось исправлять, отправлять на переделку, что затягивало процесс. В этой ситуации, было бы хорошо найти начинающего копирайтера который специализируется на ИТ-текстах и у которого есть время на переделки. И вместе с ним и заказчиком сидеть и часа по два в день всё корректировать, и так за два-три-четыре дня толк, думаю, был бы в рамках отведенного бюджета. Примерно так у меня проходит работа с начинающими веб-дизайнерами которые делают свои первые лэндинги (речь именно о дизайне) и работают на портфолио. Либо нанять дорогого профессионала, что и сделал Артем. Однако, тут важно было сразу оговорить затраты с заказчиком и предложить разные альтернативы по принципу быстро, качественно и дорого, либо дешевле, но и дольше.
    Мне, в первую очередь, надо было вовремя осознать, что я не справляюсь с задачей из-за неправильного планирования своего рабочего времени и сказать об этом руководителю проекта, Артёму и предложить варианты дальнейшего управления проектом.
    Спасибо за доверие и возможность получить бесценный опыт в этом проекте, прошу прощения, что к сожалению, не смог привести его к положительному итогу. В будущем обязательно учту все ошибки допущенные мной в работе, особенно, на этапе планирования и не допущу их повторения.

    • Artem Shiyanov 11/12/2013 12:04  Ответить

      Мне нравится наша открытость! Не каждая контора может позволить себе такую роскошь, как публичное обсуждение своих провалов!

      Денис, спорить не стану, часть общего «косяка» лежит и на тебе. Идейно ты прав абсолютно «дешево, быстро и качественно» не бывает. Я сомневаюсь даже, что бывает «дешево, долго, и качественно». В этом треугольнике, думается, двигаются всегда 2 вершины.
      Верно то, что мы не давали заказчику «прямой» обратной связи, явно ему не сообщалось о проблемах бюджета и сроков. Пожалуй, это и есть основная ошибка в проекте.

  3. Татьяна 10/12/2013 23:53  Ответить

    Я согласна, что нужно следить за соблюдением бюджета, продумывать все дополнительные условия в договорах, обходя тем самым все подводные камни, и конечно же пытаться предугадать все дополнительные траты на желания Заказчика.
    Но! Так как я приняла участие в этом проекте, мне хотелось бы обратить внимание на такую немаловажную сторону, по сути любого общения — настроение заказчика. Его тоже нужно уметь чувствовать. Нужно пытаться уловить момент, когда заказчик еще не перешел «точку кипения» и все увеличения бюджета могли бы еще быть приняты.
    Звоночки по ухудшению настроения заказчика начали поступать, но мы не обратили на них должного внимания, вот и получили результат.

    • Artem Shiyanov 11/12/2013 12:06  Ответить

      По-женски мудро, и по «бизнес» — верно. Весь этот b2b — это те же живые люди, по настрою которых можно многое понять. Если прислушиваться.

  4. Igor Maznitsa 11/12/2013 09:56  Ответить

    Landing pages — очень мутные проекты, я один вел такой небольшой и вышел тоже в небольшой минус, поняв что заказчик будет е..ть мозг, прервал отношения по проекту на более менее ранней стадии и теперь просто с тем заказчиком не работаю, а то я считаю что я очень ценный кадр и к тому же очень не люблю жмотов

    • Artem Shiyanov 11/12/2013 12:09  Ответить

      Игорь, в целом, я согласен, что лендинги — это муторно. Но, как и в ответе iСАЕВу, повторюсь и тут — мы работаем как провайдеры целого solution. Т.е., взяв проект, где помимо прочего «оказались» и лендинги, мы бы сделали и лендинги. Со скрипом, увеличением бюджета и увеличенными сроками. «Сделали бы», если бы вовремя поговорили с заказчиком ))

Добавить комментарий для Татьяна Отменить ответ